понедельник, 3 октября 2011 г.

Или право имею?

Сочетание возможностей Интернета с юридической неграмотностью россиян способно открыть условия для новых типов бизнеса.

"Для нас сейчас хороший день, это если пришло, скажем, запросов семь. Причем, надо понимать, что примерно половина из них - запросы типа "Пусть Путин вернет мне деньги, которые я потерял при ваучеризации, хочу подать в суд", - рассказал "Ко" основатель экспертного интернет-сервиса по поиску адвокатов для физических лиц www.48prav.ru Александр Трифонов. Рассказал, ничуть не смущаясь столь скромными объемами своего бизнеса.
Более того, сложилось ощущение, что собственно бизнес, то есть вал, обороты, тарифы и прибыль, для Трифонова, вложившего в сервис личные сбережения, не то чтобы вторичны, но и не первичны. Хотя и Робин Гудом он называться отказывается.

О чем идет речь? О не так давно созданном ресурсе, с помощью которого можно попытаться в минуту жизни трудную найти и призвать на помощь толкового адвоката. Схема выглядит просто: клиент задает вопрос, сервис по электронной почте уведомляет его о своей готовности начать поиск адвоката, клиент оплачивает поиск, сервис юриста находит и организует встречу. Причем по возможности ресурс предлагает разные варианты, но окончательный выбор остается за заказчиком.
Не в практике "Ко" публиковать тарифы, но в данном случае удержаться невозможно, потому что по нынешним временам они такие же скромные, как и объем потока клиентов на 48prav.ru: тариф "Стандарт", то есть поиск адвоката за 2 дня - 500 руб., тариф "Эконом" (4 дня) - 250 руб. А за лайк фанам страницы сервиса 48prav.ru на Facebook найти адвоката помогают вообще бесплатно. Больше с клиента сервис денег не берет. А с адвоката - от 5 до 15% от суммы его соглашения с клиентом.

Так же по-домашнему, если не сказать кустарно, выглядит процесс формирования пула адвокатов, с которыми работает 48prav. Можно было бы подумать о базе данных, но ее как таковой нет. Просто Александр Трифонов, имеющий юридическое образование и не один год варившийся в юридической и околоюридической среде в разных регионах, знает лично очень многих юристов-практиков. Из них и выбирает. И считает, что это и есть хоть и не абсолютная, но лучшая на сегодняшний день гарантия того, что клиента, грубо говоря, не кинут, а реально и добросовестно сделают для него все, что можно. 

Такова сверхзадача бизнеса - не столько денег заработать, сколько попытаться хоть немного перекрыть кислород всевозможным и, увы, достаточно многочисленным сомнительным "бесплатным юридическим консультациям" и другим мошенникам от юриспруденции, которые берутся за все и всегда. У 48prav, напротив, немало ограничений, уголовные дела, например, здесь не трогают вовсе.

В целом, хотя Александр Трифонов и говорит, что есть уже некоторые даже "звездные" случаи, получается, что на данный момент дела идут ни шатко ни валко, если вообще идут. И сколько подобное положение вещей сохранится, пока неясно. Против концепции работают достаточно мощные факторы. Прежде всего непонятный, но явно небольшой объем рынка юридических услуг для физических лиц. Чтобы представить себе хотя бы порядок цифр, можно сопоставить, например, следующие данные: по расчетам рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2008 г. суммарная выручка 100 ведущих аудиторских и консалтинговых компаний (включая юридический консалтинг), вошедших в рейтинг, составила 43 млрд руб. В то же время, по сведениям Минторга США, в 2009 г. американцы потратили на юридические услуги в общей сложности $102,5 млрд. Кроме того, этот рынок непрозрачен и непонятен простым гражданам, не говоря уже о правовом нигилизме населения, о привычке "решать вопросы" вне юридического поля и об отсутствии привычки полагаться при серьезных проблемах на интернет-сервисы, а не на связи и личные знакомства. Отсюда - низкая востребованность услуги. Еще к явным минусам относятся отсутствие объективных механизмов рейтингования привлекаемых специалистов и сравнительно невысокая степень проникновения Интернета в регионах России.

С другой стороны, тренд сам по себе явно уловлен правильно. В США некий студент - будущий юрист создал сайт, где юристы могут обзавестись клиентами так же, как другие интернет-пользователи покупают товары на интернет-аукционе. Сайт ориентирован на представителей американского среднего класса, которые не могут рассчитывать на бесплатную юридическую помощь, но и не в состоянии оплатить юридические услуги в компании. Работает ресурс следующим образом. Клиент регистрируется и размещает информацию о своей проблеме, а зарегистрированные на сайте специалисты получают информацию о заказе по их профилю. Если юрист соглашается, клиент получает электронное письмо и имеет возможность изучить данные юриста, увидеть минимальную сумму, за которую он готов взяться за работу, и принять решение. Уже в тестовом режиме на ресурс пришли 135 юристов и 30 клиентов, а на подходе, по сообщениям СМИ, как минимум еще один сходный ресурс.

Инвестировать в юридические услуги в Интернете начал Google. Его "дочка" Google Ventures совместно с компанией Investor Growth Capital вложили более $18 млн в популярный юридический онлайновый сервис Rocket Lawyer, предоставляющий пользователям различные услуги. В частности, сайт позволяет хранить юридические документы, обмениваться ими, ставить электронную подпись, оформляя контракты. Кроме того, Rocket Lawyer дает возможность получить юридическую консультацию у зарегистрированных на сайте юристов, ссылки на профили которых ресурс предлагает пользователям в качестве рекомендаций. Общий объем средств, привлеченных Rocket Lawyer, составил $30 млн. Среди инвесторов - Lexis Nexis, один из лидеров на рынке электронных юридических баз данных. 48prav такое может только сниться. Но ведь и сны иногда сбываются. В конце концов, само название ресурса - прямая отсылка к статье 48-й российской Конституции, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Чего-чего, а такая - конституционная - база, согласитесь, есть мало у какого бизнеса в нашей стране.

Автор: Юлия Жеглова
Материал опубликован на сайте журнала "Компания" 

Комментариев нет :

Отправить комментарий